Всеволод Марьян руководитель студии "Багетчик" (стаж личной профессиональной работы с вышивками и другими капризными тканевыми материалами более 10 лет) Натяжка вышивки и подготовка ее к постоянному помещению в багетную раму может казаться легкой и простой для любителя или для человека, который не должен делать это постоянно и насколько возможно качественно и вручную. Для тех, кто занимается этим профессионально понятно, что если делать это добросовестно, это никак не легко и просто. Уже немало лет многих багетчиков беспокоит вопрос. И называется он : "Причины частого провисания вышивок и гобеленов после натяжки, фиксации, крепления к основе". Из за него возникают многочисленные скандалы и массовые недовольства вышивальщиц работами самых разных багетчиков-обрамителей. По всему Интернету чаще всего вышивальщицы недовольны прежде всего неровностью натяжки, забывая о том в каком неровном состоянии вышивки обычно сдаются на оформление. В этом вопросе мы попытались разобраться насколько возможно внимательно, поскольку считаем его одним из основных для всех багетчиков, позиционирующих себя способными выполнять работу по оформлению любых видов вышивок в регулярном ежедневном режиме с гарантированным качеством результата. По роду работы я встречаю многих багетных мастеров, применяющих самые различные способы натяжки вышивок и гобеленов. Они все меня интересуют. Так или иначе их все я изучал и могу с уверенностью сказать, что нет способов о которых я не знаю, но есть способы, которые известны только мне. Могу сказать, что как такового общепринятого ЭТАЛОННОГО МЕТОДА УНИВЕРСАЛЬНОГО натягивания не может быть определено как общепринятого и единственно верного для всех вышивок без исключения. Любые из прочитанных мной рекомендаций по вопросу "натяжка вышивки" я могу считать любительщиной и не совсем продуманными, поскольку авторы заметок и "мастер-классов" не думают о том, что вышивки не одинаковые и описываемые методы не являются подходящими для 100% вышивок и тканей канвы и что читают такие рекомендации владельцы неодинаковых вышивок. При этом тексты пишутся в общем то публично и без оговорок, что методы не универсальны и, собственно не так уж и надежны. Все описания фиксации вышивки на основу, встретившиеся в Интернете написаны чаще всего теоретиками-профанами, а не практиками. Иначе они не были бы настолько далеки от принципов ежедневной работы с вышивками в образцовой багетной мастерской полного цикла. Мастера используют те методы, которые им известны и доступны. Настоящие мастера держат свои ноу-хау по хорошей натяжке в большом секрете и правильно делают. Об истинных хитростях ручной натяжки не станет писать ни один приличный мастер, понявший действительно как это можно и нужно делать. Это так же глупо, как описывать управление автомобилем. Разве что эти знания могут быть переданы лично от одного человека другому в подробностях, оговорках и показываются не на одной отдельно взятой вышивке, а на десятках и даже сотнях разных тканевых изображений. Тут самое главное-все вышивки разные. Канва может быть одинаковой и может быть та же схема, производитель набора и все равно не может быть совершенно одинаковой по натяжке вышивки. В основном потому, что ручная затяжка стежков абсолютно разная у каждого человека и это сказывается на общей копии "памяти нити". Каждый опытный багетчик знает, что после натяжки огромный процент вышивок "живет", то есть двигается еще некоторое время, и возможно до нескольких месяцев. Стягивается и растягивается. Если багетный мастер не будет ориентироваться в живую, предварительно разминая руками вышивку, что бы понять насколько плотны ее нитяные связи, если он не учтет "память нити", он не сможет быть уверенным в успехе натяжки. А вышивка через некоторое время провиснет, как бы старательно мастер не работал над ней. То, что вышивка не провисла в мастерской или то, что вышивальщица через некоторое время ее не принесла на переделку вообще не показатель. Большинство вышивок натянутых на двойной скотч естественно через какое то время провиснут, но основная масса багетных мастеров все равно используют такой способ, поскольку он дешев и быстр. Некогда было распространено крепление вышивки на основу "в зашив". То есть вышивка по задним краям канвы прошивается ниткой по всему полю и получается как бы "натяжка". Только все без исключения вышивки приносимые к нам, натянутые таким "дедовским" способом были провисшими по простым технологическим причинам, о которых я расскажу несколько позднее на следующих лекциях. Давайте постараемся описать принцип методов фиксации вышивки на основу, которые встречаются в московских багетных мастерских. Понятно, что при работе с вышивками качественное крепление их на основу, это и есть основная работа багетной мастерской. При всем желании вышивальщиц сэкономить на натяжке и натянуть самостоятельно, все равно это возможно сделать более менее нормально в домашних условиях только если совсем не придираться к своей натяжке. В багетной мастерской достаточного класса для обрамления вышивок такое крепление вышивки мало кому из клиенток "Багетчика", привыкших к хорошему понравилось бы. В любом случае в раму должно быть помещено то, что уже ровно прикреплено на плоскую основу. Что в московских багетных мастерских делается для этого? 1. Наклейка: Вышивки по душевной простоте крепят на клеевой слой по всему заднему полю канвы. Клей может быть как размазан самим мастером на основу для натяжки, так и находиться на основе изначально, например пенокартон с клеевым слоем. Размазывается клей, который в такой мастерской считается "безопасным, не пропитывающимся и не желтеющим". Хотя маловероятно, что какой нибудь мастер может положить голову на плаху обещая что именно этот клей на именно этой вышивке не пожелтеет и не пропитается. Мы видим работы других мастерских, когда нам приносят их переделывать и можем спокойно и уверенно заявить. Клей пропитывается, желтеет, коробит вышивку, она "дубеет" и вообще безукоризненно натянуть вышивку проклейкой НЕВОЗМОЖНО! Истинным ценителям качественной обработки вышивок советую относиться к размазыванию клея и такой наклейке с большим отвращением. Что можно сказать про пенокартон с клеевой основой. Этот способ хорош лишь для мизерного процента случаев и никак не может быть универсальным для натяжки. Огромная вероятность пузырей и никто не имеет права заявлять, что вышивка не отступает, потому что это неправда. Клеевая основа на пенокартоне не предназначена для хорошего удержания тканей, для этого она слишком слаба и нормально выдерживает только совсем гладкие поверхности, например бумагу. Так же практикуется накатка, когда вышивку помещают на некую основу с клеевым слоем и накрывают термопрессом под температурой. Судя по наблюдениям за историями с наклейкой, типичными выявленными случаями недостатков этого способа являются: Сморщивание вышивки, +потемнение канвы, +проступание клея на лицевую сторону, +"окаменение" вышивки, +появление волн и пузырей (отклеивание), +сморщивание +проступание клея через ткань на лицевую сторону. Бархатистость вышивок после термо-проклейки приминается как блин. Причины, по которым мы являемся яростными противниками наклейки термопрессом и выступаем сторонниками только ручных методов равнения вышивки для фиксации на основу: Опасность БЕЗВОЗВРАТНОГО повреждения работ, ненадежность, непредсказуемость реакции материалов по отношению друг к другу. В случаях с накаткой, очень часто наблюдался непоправимый перекос вышивки после помещения под пресс, размывание красок нитки, необратимое искривление канвы+часть клея остается на материале после демонтажа, что часто так же необратимо, когда не поможет никакая стирка. Несколько моих друзей багетных приемщиков, работавших в мастерских где практикуется способ НАКЛЕЙКИ вышивки к основе ТЕРМОПРЕССОМ, рассказывали, что скандалов было настолько много, что во избежании проблем они старались отговорить вышивальщиц оформляться у них вообще. НАКАТКА ВЫШИВКИ ТЕРМОПРЕССОМ ВО ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВЫШИВОК НЕ НАПРАСНО СЧИТАЕТСЯ САМЫМ НЕГУМАННЫМ И ОПАСНЫМ СПОСОБОМ И ПРОФЕССИОНАЛАМИ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ НИКОГДА. Этот способ очень хорош для коммерчески направленных багеток, поскольку дешев и быстр. Но есть совершенная уверенность, что много вышивок будут не просто испорчены, а даже погибнут. Возможно Вам покажется это высказывание несколько эмоциональным, но иногда видя что произошло с какой нибудь удивительной и скурпулезной вышивкой после накатки через термопресс появляется желание поехать и набить морду мастеру, который наверно даже не догадывается, что автор вышивки мог корпеть над ней в течении нескольких месяцев, а то и лет и то, что мастер убил в один момент являлось шедевром ручной работы. 2. Следующие способы можно объединить в один метод и назвать его собственно НАТЯЖКОЙ. Она может заключаться как в закреплении канвы на основу (подрамник, оргалит, пенокартон итп) с помощью специального степлера на скобы, так и в проклеиванию по периметру и т.п. на строительный скотч. Про строительный скотч можно сказать кое что. В течении нескольких лет мы такой способ использовали, но были убеждены, что он ненадежен. Не рекомендуем его применять для работ больше А_4. И совет багетчикам, не давайте гарантию на такую натяжку, не обманывайте себя и клиентов, потому что вышивки натянутые на скотч провисают и провисают у огромного количества вышивальщиц. Я вижу это воочию и еще раз убедился в этом на выставке "Формула Рукоделия"-2010, где до 70% вышивок закрепленных на скотче ослабло и провисло, не говоря о том, что внутренние геометрические линии на вышивках таким способом невозможно выровнять, а серединное поле вышивки не остается закрепленным никак и ничто не помешает ей провиснуть "животом". Оказалось, что качественную натяжку, при всей ее обманчивой простоте описания, стабильно и профессионально среди пенокартон и вышивка полноценных багетных мастеров, в полноценной багетной мастерской, имеющих полный набор предложений по обрамлению, и дающих официальную гарантию на свое качество работ, за которую несут юридическую ответственность, из десятков встреченных мной московских мастеров в реальности способны выполнять всего несколько человек, имеющих за плечами большой опыт в этой области и тысячи оформленных вышивок. УСТОЙЧИВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ВЫШИВКАМ В МОСКВЕ НАЙДЕТСЯ НЕ БОЛЕЕ 5-10 ЧЕЛОВЕК После подробного опроса и основываясь так же на нашем знании и многолетней статистике, а так же тщательных разборов по фактам брака, мы попытались найти основные ошибки со стороны обрамителей при натяжке вышивок и основные причины их нередкого последующего провисания. Мы сознательно исключили из статистики исследования по фактам провисания вышивки у рабочих по сборке рам, надомников-кустарей, региональные и вновь открывшиеся или плохо зарекомендовавшие себя багетные мастерские, мастеров со стажем не более 2-х лет, людей, осуществляющих натяжку самостоятельно в режиме свободного времени в виду очевидного пока отсутствия у них всех знаний качественного оформления вышивок регулярного, ежедневного характера. Когда некий человек, в частном порядке имеет возможность пролонгированного подхода к натяжке вышивки, то есть ему в месяц приходится натягивать 5-10 и в течении недели наблюдать за метаморфозами, качество и основательность вырастает, но вместе с тем вырастает количество заказов, соответственно время и внимание, уделяемое на одну вышивку сокращается и пропорционально может падать "качество" натяжки. Хотя можно сказать, что у всех без исключения известных нам мастеров, хоть частных кустарей, хоть регулярно работающих в багетной мастерской за время работы с вышивками провисания после натяжки ОБЯЗАТЕЛЬНО СЛУЧАЮТСЯ. Были собраны данные при помощи мастеров с репутацией наиболее минимального процента ослабления натяжки, которые гарантированно вкладывают максимальную добросовестность при их количественном опыте работы с вышивками, когда проверенный мастер уже способен утверждать, что собственными руками оформил практически любые мыслимые и выпускающиеся для вышивания материалы в рамы и видел своими глазами как минимум сотни случаев и процесса оформления вышивки и дальнейшую их жизнь, как удачную, так и не удачную. Ориентировочно, общее количество охваченных в теме обсуждения вышивок составило примерно как минимум 4-х тысяч вышивок суммарно на всех экспертов по теме, как мастеров, так и декораторов-обрамителей. Мы задавали себе вопрос почему даже при таком опыте, подходе и усилиях профессиональных оформителей, большинству так и не удается добиться 100% не ослабления вышивки после натяжки. Вот основные встречающиеся причины ослабления натяжки: Натяжка сделана недостаточно крепкой, при натяжке использовался неподходящий, некачественный, ненадежный крепеж + вышивка была натянута слишком сильно, крепеж не выдержал возвратного давления и отпустил, + была выбрана недостаточно крепкая или совсем неподходящая несущая основа, деформировавшаяся в результате возвратного давления канвы(тонкий картон, паспарту), + реакция канвы и элементов вышивки на нежелательные температурные изменения... Так как же все таки правильно работать с разными вышивками профессионально, с максимальным качеством натяжки? Об этом и о многом другом мы и рассказываем обучающимся на багетного мастера на практических занятиях в нашей багетной школе мастерства.


Источник: https://www.baget.info/node/1258


Закрыть ... [X]

Натяжка вышивки, причины провисания (лекция) "Багетчик" Журнал Как вязать детские жакеты спицами

Пенокартон и вышивка Пенокартон и вышивка Пенокартон и вышивка Пенокартон и вышивка Пенокартон и вышивка Пенокартон и вышивка Пенокартон и вышивка Пенокартон и вышивка Пенокартон и вышивка