ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

 

Личность ребенка формируется в процессе общения с взрос­лыми и сверстниками, в ходе усвоения социального опыта. Сама социальная ситуация, в которой пребывает глухой ребенок, игра­ет важную роль в возникновении и формировании у него опреде­ленных черт личности. Ребенок, потерявший слух в младенчестве, оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям, чем нормально слышащий. Можно выделить различ­ные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на разви­тие личности и эмоциональной сферы глухих детей.

Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, это создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Глухим детям недоступ­но восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осозна­нии своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобще­ние к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формиро­вания сопереживания другим людям и героям психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуха художественных произведений.

Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выра­зительных движений в жестовой речи.

Значительное влияние на формирование эмоционально-воле­вой сферы, развитие личности глухих детей, становление меж­личностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие наруше­ния слуха у родителей. Так, глухие дошкольники, имеющие глухих родителей, характеризуются более адекватными тенденциями личностного развития. Слышащие родители, как правило, излишне опекают глухого ребенка и не могут обеспечить ему полноценное эмоциональное общение. В подростковом возрасте большое влияние на развитие личности глухих оказывают условия обучения.

 

 

При обследовании особенностей психического развития детей с нарушенным слухом необходимо соблюдать принцип комплекс­ности, предполагающий всестороннее обследование ребенка: со­стояние слуха, вестибулярного аппарата, развитие движений, осо­бенности развития речи. При этом нельзя ограничиваться аудиологическим (с помощью аппаратуры, измеряющей слух) иссле­дованием состояния слуха ребенка, которое позволяет судить о степени снижения слуха и его диапазоне. Кроме этого, нужно знать, как ребенок пользуется остаточным слухом в быту: при общении с окружающими людьми.


Принцип целостного системного изучения ребенка дает воз­можность не только обнаружить отдельные проявления наруше­ния психического развития, но и установить — а это главное — связи между ними. Системный анализ имеет в основе положение Л.С. Выготского о структуре дефекта. Целостное изучение ребен­ка с нарушенным слухом предполагает его наблюдение в процес­се деятельности — предметной, игровой, учебной, трудовой и в процессе общения. Это позволяет выявить особенности познава­тельной сферы ребенка, мотивации, интересов, направленности личности. Большое значение для понимания сути нарушения слу­ха и его влияния на ход психического развития ребенка имеет динамическое изучение, которое позволяет выяснить не только то, что дети знают и умеют в настоящее время, но и их потенци­альные возможности, зону ближайшего развития. Важно учиты­вать не только конечный результат деятельности, но и анализи­ровать процесс ее выполнения: способы действия, их рациональ­ность, логичность, последовательность, настойчивость в дости­жении целей, отношение к избранным способам решения, кри­тичность. В процессе диагностики особенностей психического развития детей с нарушенным слухом используются традиционные методы и методики. В период раннего детства и в дошкольном возрасте, когда дети не владеют речью или владеют ею недостаточно, используется невербальная форма заданий, когда ребенок и взрослый могут не пользоваться устной речью. Условия задания подсказываются характером материала или могут быть показаны с помощью естественных жестов или аналогичных упрощенны заданий.

Главное — определить степень нарушения слуха у ребенка и время возникновения дефекта. Для этого анализируют историю его психического развития на ранних этапах жизни, рассматривают особенности поведения.

Раннему нарушению слуха может сопутствовать не­большая задержка развития прямостояния, скомпенсированная к 1 году 4 мес. Отсутствие реакции на укачивание в коляске (ребе­нок не успокаивается до тех пор, пока его не берут на руки) свидетельствует о раннем поражении вестибулярного аппарата, часто сопутствующем нарушению слуха.

Реакция ребенка на погремушку рано позволяет судить о том, воспринимает ли он звуки.

Наконец, самым важным является проверка восприятия речи. Слух проверяют на речь шепотную, обычную разговорную и гром­кую речь. Если ребенок совсем не слышит речи разговорной громкости, то его относят к категории глухих, однако необходимо установить наличие у него остаточного слуха. Для этого проверяют возможно­сти восприятия ребенком громкой речи

В наибольшей степени о нарушении слуха можно судить по особенностям развития речи ребенка. О раннем нарушении слуха могут свидетельствовать особенности доречевого развития: у де­тей с врожденной или рано приобретенной глухотой гуление од­нообразное, сипловатое и монотонное, лепетная речь не возни­кает (или ребенок лепечет только спонтанно, не дает ответного лепета). В дальнейшем, у детей с нарушенным слухом могут быть обнаружены следующие специфические особенности развития речи: недостатки произношения; ограниченный запас слов; недо­статочное усвоение звукового состава слов, что выражается не только в неточностях произношения, но и в ошибочном написа­нии слов; неточное понимание и неправильное употребление слов; недостатки грамматического строя речи (неправильное построе­ние предложения, неправильные согласования слов внутри пред­ложения); трудности понимания устной речи и читаемого текста.

Исследование состояния слуха и уровня развития речи у ре­бенка с нарушенным слухом поможет правильно организовать его обучение и воспитание, поможет определить направления ком­пенсации нарушенного слуха (в том числе с использованием спе­циальной звукоусиливающей аппаратуры), полноценного разви­тия его познавательной сферы и личности.

Можно выделить следующие направления работы по развитию личности детей с нарушенным слухом.

Во-первых, необходимо сформировать у детей с наруше­ниями слуха представления о качествах личности, эмоциональ­ных свойствах, о нормах поведения.

Во-вторых, нужно научить детей видеть проявления этих качеств в поведении других людей — детей и взрослых, формиро­вать умение понимать поступки окружающих людей, дать им для этого эталоны оценки.

В-третьих, формировать у детей с нарушениями слуха адек­ватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой ре­гуляции собственного поведения, с другой стороны, залогом ус­пешного установления межличностных отношений.

Для всестороннего компенсаторного психического развития; детей с нарушенным слухом на каждом возрастном этапе необходимо сочетать обучение и воспитание, а также специально направленные психокоррекционные воздействия, которые обеспе­чат гармоничное развитие познавательной сферы и личности.

Следует помнить об определенных ограничениях в выборе профессий для лиц с нарушениями слуха. Непригодны профессии, в которых при работе необходим слуховой контроль. Нали­чие нарушений вестибулярного аппарата свидетельствует о не­возможности рекомендаций профессий, связанных с работой на высоте. Многим глухим не рекомендуются профессии, требую­щие постоянного речевого контакта с окружающими; следует подбирать профессии, соответствующие тому уровню образова­ния, которое имеет конкретный человек с нарушением слуха.

Трудовая деятельность, в которую включают школьников с нарушениями слуха, должна иметь нравственную основу, соци­альную значимость и педагогическую ориентацию на достижение конкретного результата в производительном труде.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте предмет и задачи сурдопсихологии.

2. Какие существуют варианты нарушений слуха?

3. Охарактеризуйте особенности нарушений речи у детей в зависимости от от времени и степени нарушений слуха.

4. Как развиваются разные виды ощущеий и восприятия у детей с нарушенным слухом?

5. Чем обусловлены особенности внимания и памяти у лиц с нарушениями слуха?

6. Какие трудности в развитии мыслительных операций наблюдаются у детей с нарушенным слухом?

7. Перечислите факторы (благоприятные и неблагоприятные), которые влияют на развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями слуха?

8. Сформулируйте основные направления работы по развитию личности детей и подростков с нарушениями слуха.

Литература

Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.,1988.

Психология глухих детей /Под ред. И.М.Соловьева, Ж.Е. Шиф, Т.В. Розановой,Н.В.Яшковой. - М.,1971.

Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабослышащими школьниками /Под ред.И.М.Гилевич, К.Г.Коровина. – М.,1999.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ)


Источник: https://studopedia.su/14_168804_psihologicheskaya-diagnostika-i-korrektsiya-pri-narusheniyah-sluhovoy-funktsii-u-detey.html


Закрыть ... [X]

43. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКОРРЕКЦИЯ ПРИ Маска для очистки пор с активированным углем

Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуха Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуха Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуха Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуха Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуха Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуха