logo1logo2logo3k1 k2 k3 k4 k5 k6 k7 k8 k9 grasinvent   stiklogo4logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6

 Автор: Лере-Планд Альбина Николаевна, заведующая, учитель-дефектолог  ЦРР-детский сад N 12, город Александров, Владимирская область.

 

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. У нас в детском саду  воспитываются умственно- отсталые дети. Учреждения с такими группами   призваны выполнять следующие задачи:
- обеспечение права ребенка с нарушением в развитии на получение коррекционной помощи;
- защита ребенка с нарушением в развитии от  некомпетентного педагогического воздействия;
- сохранение единого образовательного пространства в ДОУ;
- обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия;
- обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм  обучения и воспитания и  коррекционно - развивающих технологий;
-обеспечение материально-технической базы ДОУ с учетом  характера и структуры нарушений в развитии ребенка.
Основными целями  ДОУ со спецгруппами  являются: создание условий  для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств. Содержание и методы  коррекционно-воспитательной работы  предполагают  комплекс мер, направленных на всестороннее развитие личности, на сглаживание  различных   недостатков психики умственно отсталых  дошкольников, усугубляющих их интеллектуальную, физическую  и  социальную несостоятельность.
         Основная задача  групп для умственно отсталых детей   – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В нашем ДОУ функционируют три группы для умственно   отсталых детей. Группы разновозрастные,  смешанные (от 3 до 8 лет), круглосуточные. Дети поступают к нам по решению областной ПМПК и, конечно, с согласия родителей.
Особенностью поступающих детей является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У всех роль семьи в коррекции речевых нарушений поступающих детей отмечается отклонение в приеме и  переработке информации. Некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые. Общее у наших детей – это стойкое необратимое нарушение интеллектуального и психического развития.
ПМПК  выявляет отклонения в развитии, определяет их характер и выбирает оптимальный образовательный маршрут ребенка.
Дети поступают к нам с направлением и определенным диагнозом. При поступлении детей в ДОУ мы проводим стартовое психолого-педагогическое обследование детей.
Прежде всего, знакомимся с заключением ПМПК:
-медицинскими картами, т.к. изучение медицинской  документации  является важным методом диагностики, и это помогает понять причины  и характер интеллектуальной недостаточности;
-с педагогической характеристикой (если ребенок из другого детского сада).
  Основная роль при проведении  диагностики отводится  дефектологу.    Он диагностирует: речевое, познавательное, социальное развитие, игру. В своей работе использует специальную диагностику Е.А. Стребелевой и Е.А. Екжановой. Затем к диагностике подключаются специалисты: психолог, руководитель  по физвоспитанию, музыкальный руководитель. Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребенка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.


Результаты диагностики обобщаются и заносятся в «Диагностико-эволюционную карту». На основании  этих результатов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляем по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Особенность этой программы: материал в ней распределен по 4 этапам обучения. Сроки работы по каждому этапу предлагаются ориентировочные и могут быть:
1.-  от 6мес. до  1 года;
2.-  от 1 года до 1,5 лет
3.-  1,5 года.
Мы жестко не привязываемся к годам обучения, с определением конкретных сроков ее выполнения, как это принято для нормально развивающихся детей.
Перевод на следующий этап обучения производится лишь после усвоения программы следующего этапа.
В нашей Программе для детей с нарушением интеллекта выделен специальный раздел «Социальное развитие», который подготавливает  ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде.
Основополагающим содержанием этого раздела является формирование сотрудничества ребенка с взрослым.
Особенность Программы также предполагает и специальный режим дня, учебный план, сетку занятий.
Учебный план  определяет содержание коррекционного обучения:
-базисные компоненты коррекционного обучения;
-содержание коррекционной работы вне занятий;
-распределение занятий между специалистами.
Дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, обучению грамоте) и игре.
Задача дефектолога – обучить детей способам действия по самообслуживанию, по обследованию предметов и объектов. Воспитатели организуют практическую деятельность детей.
Сетку занятий строим на основе учебного плана с учетом возраста, соблюдения санитарных норм, быстрой утомляемостью детей, равномерного распределения умственной, двигательной активности и отдыха.
Если дефектолог проводит занятия с 1 подгруппой по математике, - воспитатель со 2 подгруппой детей – ИЗО. Через перерыв идет смена занятий, т.е. воспитатель и дефектолог проводят занятия параллельно. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Каждое занятие представляет собой комплекс познавательной деятельности, речи, моторики, различных видов гимнастики.
Некоторые  задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности. Примером могут служить занятия по музыкальному и физическому воспитанию. Но, используя основы диагностических данных, занятия обогащаются коррекционно-развивающими заданиями.
В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия. С детьми проводится целая система коррекционных занятий-упражнений, направленных на:
-привитие КГН и навыков самообслуживания;
-на развитие интереса к окружающему, через предметную, игровую, изобразительную, конструктивную и трудовую деятельность;
-на формирование всех психических процессов;
-на развитие сенсо-моторных навыков;
-на формирование речевого общения, исправления недостатков речевого развития.
Для успешного проведения коррекционного процесса в ДОУ создана коррекционная среда, которая подразумевает совокупность условий:
-щадящий охранительный режим;
-увеличение длительности прогулок детей на свежем воздухе;
-увеличение длительности дневного сна;
-разработка для каждой группы содержания режима дня;
-пересмотр организации физкультурного воспитания детей. Занятия  по физическому  воспитанию носят игровой характер, в них включаются игры, направленные  на развитие внимания  памяти, произвольности движений, самоконтроля и коррекцию личностных нарушений.
Организация коррекционной работы, коррекционной среды невозможна без общего руководства, которое  включает в себя:
-сбор информации, ее переработка, принятие управленческих решений;
-координация деятельности всех участников коррекционной работы и создание необходимых условий для результативного проведения коррекционного процесса.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды предусматривает систему условий. К таким условиям относится:
-создание психологического климата;
-уровень подготовленности кадров (своевременная курсовая подготовка, обучение в детском саду – методические  объединения);
-материально-техническая база;
-систематическая оценка результатов развития ребенка.

Проанализировав содержание и организацию коррекционного процесса, мы поставили следующие цели:
1. Преодолеть в работе специализированных групп междеятельностную раздробленность и воссоединить в единую педагогическую систему труд специалистов и воспитателей.
2. Создать систему работы воспитателя и специалистов.
Задача заключалась в том, чтобы  в режиме  дня определить  место специалистам: дефектологу, психологу, музыкальному руководителю, руководителю по физической культуре в работе с детьми; создать модель целостного педагогического  процесса. Выбор данной педагогической  технологии позволяет воспитателям и специалистам ДОУ
-работать творчески;
-видеть рабочий день как целостный педагогический процесс.
Было принято решение ввести такую форму работы, как малые педагогические советы, где обсуждаем   результаты динамического наблюдения за продвижением в развитии каждого ребенка всеми участниками коррекционного процесса.
Для проведения коррекционно-воспитательного процесса педагогический коллектив каждой группы создал специальную развивающую среду, подобрал оборудование и игрушки, которые отвечают не только требованиям безопасности и эстетики, но и имеют коррекционно-развивающую направленность.
В ДОУ разработаны основные нормативные документы, в которых отражаются организация жизнедеятельности детей с умственной отсталостью, их воспитания и обучения.
В настоящее время назрел вопрос  о создании специальной методической службы:
-создание «Совета по коррекционной работе»;
-банка данных для методического сопровождения коррекционно-развивающей работы (коррекционно-развивающие методики, специальная литература).
Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству семей из коррекционных групп, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Некоторые родители, приведя ребенка в специальные группы нашего детского сада, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от нормы, и у него нет особых проблем.
У некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они не интересуются, чем с ребенком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам. Поэтому мы проводим консультирование родителей по проблемам развития их детей, обучаем родителей доступными им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.
Основные направления взаимодействия с семьей, формы организации психолого-педагогической помощи семье, в основном, носят традиционный характер:
-коллективные формы  взаимодействия (собрания, тематические занятия, праздники, дни открытых дверей );
-индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов, «Родительский час», «Служба доверия»;
-наглядное  информационное  обеспечение  (стенды, тематические выставки, выставки работ и т.д.)
«Служба доверия» работает по персональным обращениям и пожеланиям родителей. Все желающие получают консультативную помощь.
В школу детей выпускаем через школьную ПМПК.
Анализ результативности работы наших групп показал, что у наших детей-выпускников после 2-3 лет пребывания в коррекционных группах, отмечаются успехи в продвижении. Значительно улучшается психический статус, дети становятся социально адаптированными к окружающей среде, появляется интерес к школе и учебной деятельности.
Такие результаты мы имеем благодаря совместным усилиям в работе педагогического коллектива, специалистов, родителей.

 

Система работы с  умственно отсталыми детьми  

Цель: научно-обоснованная организации коррекционно-педагогического процесса с едиными требованиями к ребенку с целью своевременной коррекции речевых, сенсорных, умственных, моторных нарушений, профилактики школьной неуспеваемости, социальной   адаптации в условиях ДОУ.

Задачи:
1. Диагностический блок. Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.

Цели,  задачи и содержание:
-изучение качественных особенностей психологического развития ребенка;
-выявление «уровня обучаемости» (степени владения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными  возможностями);
-определение характера динамики обучаемости;
-определение эффективности реализации  индивидуальной программы развития ребенка.

2. Коррекционно-развивающий блок. Развитие компенсаторных механизмов становления деятельности ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений.

Цели,  задачи и содержание:
-развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
- коррекция   познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
-развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;
-формирование ведущих видов деятельности.
-формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности
3. Здоровьесберегающий блок. Совершенствование функций формирующего организма ребенка.

Цели,  задачи и содержание:
-создание условий для сохранения и укрепления здоровья,
-медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
-включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;
-специально организованные занятия с   руководителем физкультуры  в   спортзале по формированию двигательных навыков у детей.

4. Воспитательно-образовательный блок.
Становление нравственных основ личности, социально- приемлемого поведения в обществе. Развитие ориентировочной и познавательной деятельности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности.

Цели,  задачи и содержание:
-социально-нравственное развитие;
-познавательное развитие;
-эстетическое развитие;
-формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного            возраста для каждого периода.

5. Социально-педагогический блок.

Цели,  задачи и содержание:
-коллективные формы взаимодействия  с семьей;
-индивидуальные формы работы с семьей;
-формы наглядного информационного обеспечения;
-решение организационных вопросов;
-информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями и соц. службами.

 Принципы:

-Системный подход:
-Единство диагностики и коррекции развития ребенка;
-Развивающий характер обучения с учетом сензитивных периодов развития ребенка;
-Целостность подходов к коррекции развития, сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья ребенка;
-интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического процесса;
-расширение пространства детства.

 Аналитическая деятельность.

1. Мониторинг системы лечебно-оздоровительной работы;
2. Результативность по исправлению нарушений по заключениям МПМК;
3. Исследование коммуникативных способностей образного мышления и  готовности к школьному обучению.

 Программно-методическое обеспечение

1. Программа дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта « Коррекционно-развивающее обучение» Е.А. Екжанова,
Е.А. Стребелева.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение.
а) медицинское воздействие
-профилактические мероприятия,
-симптоматическое медикаментозное лечение,
-мониторинг здоровья,
-медицинское обследование узкими специалистами,
-здоровьеукрепляющая деятельность.
б) коррекционно-педагогическое воздействие
-познавательное развитие,
- коррекция вербально-двигательных процессов,
- коррекция речевого развития,
- становление игровой деятельности,
- формирование элементов трудовой деятельности,
- здоровьесохраняющая деятельность (валеологическое образование),
-коррекция сенсомоторных нарушений.
в) психолого-педагогическое и психофизическое воздействие
-формирование мотивации к познанию,
-формирование психических процессов,
-формирование ручной и тонкой ручной моторики,
-развитие коммуникативных способностей.

 Участники коррекционно-педагогического процесса
-врач-педиатр,
-психиатр,
-учитель-дефектолог,
-педагог-психолог,
-музыкальный руководитель,
-руководитель по физвоспитанию,
-медсестра,
-воспитатель,
-родители.

 

Модель выпускника  детского сада группы  для умственно  отсталых детей

1. Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания.
2. С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми.
3. С устраненными или сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии.
4. С обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию охранных анализаторов.
5. Ребенок, освоивший все виды деятельности, предусмотренные программой обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом.
6. Психически подготовленный к обучению в специализированной школе.
7. Достаточность уровня физического развития.

    Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна   copiright
Источник: http://moi-detsad.ru/konsultac164.html


Закрыть ... [X]

Почему ребенок в 3 года не разговаривает: причины и методы Любовь красивые отношения красивые стихи

Роль семьи в коррекции речевых нарушений Роль семьи в коррекции речевых нарушений Роль семьи в коррекции речевых нарушений Роль семьи в коррекции речевых нарушений Роль семьи в коррекции речевых нарушений Роль семьи в коррекции речевых нарушений